руб

Как работает электронная регистрация прав собственности в 2022 году?

Всем известно, что переоформление прав на недвижимость, будь то покупка жилья, его продажа, дарение или обмен, должно быть зарегистрировано в Едином Государственном Реестре Недвижимости. Для этого необходимо подать заявление и требуемые документы в Росреестр и тем самым оформить права собственности. Но мало кто знает, что существует электронная регистрация сделок, которая имеет полную юридическую силу, но проводится в удобном дистанционном формате.

Рассмотрим подробнее в статье, как осуществляется онлайн-регистрация сделок с недвижимостью, правила оформления документов и услуги, предоставляемые посредниками.

Содержание

Что такое электронная регистрация прав собственности?

Что такое электронная регистрация прав собственности?

Государство должно отслеживать каждый объект недвижимости, который располагается на территории России. Эта функция возложена на специальный орган – Росреестр. Он составляет Единый Реестр, в котором содержится информация обо всех объектах: данные собственника, площадь помещения, кадастровый номер.

В том случае, если владелец жилья меняется, требуется внести эту информацию в ЕГРН. С этой целью собственник подает заявление и документы на недвижимость в Росреестр, который проводит регистрацию объекта. Для этого можно обратиться непосредственно в Росреестр, МФЦ или пройти регистрацию онлайн.

Понять, что такое электронная регистрация, довольно просто. Это подача заявления в дистанционном формате. Таким образом можно регистрировать почти все сделки: купли-продажи, долевого участия, дарения, покупка с привлечением ипотечных средств. Сделать это можно как самостоятельно, так и с помощью посредника. Им может выступать нотариальная контора, агентство недвижимости, строительная компания или кредитная организация.

Благодаря такой процедуре оформление прав собственности становится значительно проще, поскольку позволяет зарегистрировать сделку с участием граждан, проживающих в разных городах. Особенно важно, что регистрация проходит в ускоренном режиме.

Для каких сделок подходит электронная регистрация?

Для каких сделок подходит электронная регистрация?

Наиболее разумно воспользоваться электронной регистрацией недвижимости в том случае, если покупатель приобрел:

  • Квартиру на первичном рынке недвижимости, оформив договор долевого участия, или на вторичном по договору купли-продажи. При регистрации сделки не имеет значения, куплено ли жилье за собственные накопления или с привлечением заемных средств.
  • Комнату во вторичке с ипотекой или без.
  • Участок земли, как с постройками, так и без, на вторичном рынке с помощью ипотечных или собственных средств.

Таким образом, очевидно, что зарегистрировать онлайн можно практически любой объект недвижимости.

Что такое электронная подпись и для чего она нужна?

Что такое электронная подпись и для чего она нужна?

Для подачи документов при онлайн-регистрация недвижимости используется квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она служит виртуальным аналогом обычной подписи, а подписанный ею документ обладает юридической силой.

В 2022 году произошли некоторые изменения в получении КЭП, но это не коснулось физических лиц. Для получения подписи необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр (АУЦ). Сделать это можно как дистанционно, так и лично. Однако после того, как заявка была проверена, заказчику придется лично прийти в АУЦ, чтобы пройти процедуру идентификации. Сертификат также выдается только лично заказчику.

В том случае, если физическое лицо имеет действующую подпись, то он может оформить новую дистанционно. Однако это допустимо только в том случае, если данные заказчика не изменились.

При оформлении подписи для электронной регистрации сделки достаточно взять с собой в АУЦ паспорт.

Как самостоятельно провести электронную регистрацию?

Как самостоятельно провести электронную регистрацию в Росреестре?

Провести электронную регистрацию договора купли-продажи квартиры можно самостоятельно. Для этого собственник заполняет заявление, которое можно найти на официальном сайте Росреестра, и прикладывает пакет документов. Процесс регистрации выглядит следующим образом:

  • заполнить заявление;
  • отправить написанное заявление и документы в Росреестр;
  • сотрудники Росреестра проверяют полученные документы, выясняют, соответствуют ли они законодательству России. На этом же этапе эксперт выясняет, имеются ли основания для отказа в регистрации;
  • если причин для отказа нет, то документы отправляются государственному регистратору. Он удостоверяет документ, устанавливающий права на недвижимость, своей электронной подписью;
  • в Реестр вносится информация о том, что объект недвижимости попал в собственность нового гражданина;
  • заявителю выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая его права, в электронном виде.

Провести электронную регистрацию в случае покупки недвижимости не получится, если не предоставить следующий пакет документов:

  • паспорта граждан, участвующих в сделке;
  • ДДУ или ДКП;
  • ипотечный договор, если привлекаются заемные средства;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей;
  • согласие супруга на продажу жилья, если оно является совместно нажитым;
  • акт приема-передачи и вывода дома в эксплуатацию, если оформляются права на жилье в новостройке.
ВАЖНО!

При подаче заявления необходимо оплатить госпошлину. Более того, если Вы оформляете несколько объектов недвижимости в электронном виде, то придется сформировать несколько заявлений и оплатить пошлину для каждого.

Как зарегистрировать собственность через посредника?

Регистрация сделки онлайн хоть и кажется довольно простой процедурой, в действительности могут возникнуть трудности, ошибки в заполнении, отсутствие нужных документов. Чтобы сохранить свое время, собственники пользуются услугами посредников. Часто ими выступают застройщики или кредитные организации, выдавшие ипотеку.

Например, многие решают провести сделку через ЦНС. Отвечая на вопрос: «Электронная регистрация в ЦНС – что это такое?», стоит сказать, что это специализированный Центр недвижимости от Сбербанка, который предлагает клиентам услуги по комплексному обслуживанию сделки, начиная от выбора жилья и заканчивая регистрацией.

Посредник сам оформляет электронную подпись и помогает собрать нужные документы, проводит консультации. Среди недостатков обращения к посреднику можно назвать лишь дополнительные траты, поскольку его услуги конечно же платные.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Некоторые плохо разбирающиеся в электронной регистрации граждане советуют воспользоваться услугами частного регистратора. Тогда возникает вопрос: «Кто такой регистратор недвижимости?». В данном случае это физическое лицо, которое берет на себя обязательства по сбору документов и оформлению сделки. Отметим, что услуг регистратора в электронных сделках не требуется.

Как зарегистрировать собственность через нотариуса?

Еще один способ – электронная регистрация сделки через нотариуса. Проводить электронную куплю-продажу с помощью такого посредника наиболее удобно, если в государственной регистрации прав на недвижимое имущество задействованы граждане, проживающие в разных городах.

Нотариус выступает тем же посредником, но в том случае, если он задействован в сделке, не требуется оформлять квалифицированные электронные подписи, поскольку нотариус поставит свою – значит, документ заверен специалистом.

Плюсы и минусы электронной регистрации

Важно выделить, какие существуют плюсы и минусы электронной регистрации недвижимости.

Среди достоинств можно назвать:

  • небольшие временные затраты – не требуется тратить время на личные походы в Росреестр. Более того, электронная регистрация быстрее обычной;
  • просто оформить сделку, если недвижимость куплена в другом городе;
  • при самостоятельной регистрации заявитель не только не потратит лишних денег, но и сэкономит – госпошлина при электронной подаче документов сокращается на 30%;
  • большой список компаний, которые предлагают свои услуги, поэтому подобрать подходящую не составит труда;
  • некоторые банки сокращают ставку по ипотеке, если клиенты воспользовались электронной регистрацией.

Однако эта процедура, как и любая другая, имеет свои недостатки:

  • услуга доступна только гражданам РФ;
  • несовершеннолетние и лица, признанные недееспособными, не могут пройти онлайн регистрацию;
  • жилье, купленное до 1998 года, не отражено в Росреестре, поэтому зарегистрировать собственность можно только лично;
  • доля в квартире не может быть оформлена онлайн.

Вопросы и ответы

Электронная регистрация права собственности 2022

Какие ограничения возникают при электронной регистрации?

К сожалению, электронная регистрация сделок с недвижимостью имеет ряд ограничений, в том числе:

  • участники сделки могут зарегистрировать право на объект недвижимости только в том случае, если они являются физическими лицами и имеют российское гражданство;
  • в онлайн-режиме невозможна регистрация альтернативных сделок с недвижимостью;
  • регистрация не будет доступна, если сделка оформляется по военной ипотеке;
  • нельзя оформить объект, который находится в залоге.

Сколько длится электронная регистрация

Для каждого покупателя жилья важно знать, сколько времени занимает электронная регистрация недвижимости. В среднем на это уходит от 2 до 7 рабочих дней. Если же регистрация оформляется через нотариуса, то на рассмотрение заявления Росреестру требуется один день.

Как получить документы и проверить их подлинность?

Документы отправляются заявителю на адрес электронной почты. На полученной выписке из ЕГРН ставится усиленная подпись государственного регистратора.

ВАЖНО!

Ранее мы упоминали частного регистратора, но сейчас речь идет об официальном сотруднике Росреестра. Отвечая на вопрос о том, кто такие регистраторы сделок с недвижимостью, можно сказать, что это государственные служащие, прошедшие обучение и подтвердившие свою квалификацию. Они имеют полное право на регистрацию сделок, поэтому подписанные ими документы обладают юридической силой.

Убедиться, что документы подлинные, можно на сайте Росреестра.

Резюме

Таким образом, наиболее современным способом оформления прав на недвижимость является электронная регистрация в Росреестре. Подписать документы и отправить их на оформление можно как самостоятельно, так и при помощи посредника. Однако нельзя забывать, что работа специалиста бесплатно не осуществляется.

Поделиться:
Комментарии 0